+7 495 734-99-81с 9:00 до 19:00 (Пн-Пт) Заказать звонок Контакты
Решаем интерьеры под ключ!
АКЦИЯ
При заказе дизайн проекта – видеоролик в ПОДАРОК! Примеры.

Психология интерьера

Психология интерьера: научная основа для комфортного жилого пространства

Психологией дизайна называют область экологической психологии, которая изучает взаимосвязь между внешней средой и ее влиянием на поведение людей. В случае общественных и частных интерьеров речь идет о зависимости комфорта человека от созданной обстановки.

Содержание:

История вопроса, или Почему людей сравнили с грызунами

Вплотную к этой проблеме подошли американские исследователи в 1962 году, когда провели на крысах эксперименты с плотностью популяции. Из-за нехватки пространства запертые в контейнер грызуны испытывали постоянный стресс, который быстро перерос в агрессию и взаимное уничтожение. Ученые провели осмысленную параллель между поведением крыс и жильцами многоквартирных домов, построенных по проектам после Второй мировой войны.

Ярким доказательством социологической теории стал жилой комплекс "Пруитт-Айгоу" в Сент-Луисе, состоящий из тридцати трех 11-этажных зданий. Плотность заселения здесь оказалась выше, чем в городских трущобах. Люди жили в маленьких квартирках, лифт останавливался только на нескольких этажах. Через десять лет после постройки в комплексе процветал криминал, жильцы отказывались оплачивать коммунальные услуги, полиция перестала реагировать на бесконечные драки обитателей.

Еще через семь лет комплекс – один из самых больших в Америке – снесли по решению городских властей.

В обустройстве интерьера психология подчеркивает важность нескольких факторов, от которых напрямую зависит наше устойчивое эмоциональное состояние. 

Планировка

Как любой биологический вид, человек чувствует дискомфорт в тесноте. С научной точки зрения это еще раз подтвердили социологические наблюдения за пассажирами городского автобуса: каждый из них старался максимизировать личное пространство, будь то стоя или сидя.

Вывод, который сделали дизайнеры и архитекторы: жилая среда должна быть свободной для перемещения, чтобы не спотыкаться ни о предметы обстановки, ни друг об друга.

Ключевой момент в грамотной планировке – симметрия. По утверждению психологов, наш мозг перерабатывают поступающую от глаз информацию в форме цельного образа, а не отдельных фрагментов. Входя в комнату, мы воспринимает интерьер гостиной, кухни или ванной в целом и уже потом сосредотачиваемся на деталях. Мозг любит сбалансированные конструкции, т.к. объем информации для переработки здесь минимален и перейти к восприятию частностей можно быстрее. Поэтому симметричные пространства кажутся нам более эстетичными.

Как принцип симметрии реализовать на практике?

Специалисты в области психологии дизайна интерьеров советуют использовать при оформлении парные или повторяющиеся элементы, например:

  • в спальни – две одинаковые прикроватные тумбочки или лампы для чтения;
  • на кухне – три-четыре равномерно расставленные барные стулья;
  • в гостиной – два дивана или кресла по сторонам от журнального столика.

В создании симметрии важно вынести на первый план координационный центр – один объект, который сразу привлекает внимание и связан с функциональным назначением помещения: красивый стол в столовой, письменный гарнитур в кабинете, широкая кровать в спальне. Вокруг этого объекта выстраивается композиция.

Ученые из университетов Рима и Ливерпуля доказали связь между фотоснимками с симметричными изображениями и активностью мимических мышц, используемых для улыбки. Такую же эмоциональную реакцию фиксировали, когда люди рассматривали отражение комнаты в зеркале. Опираясь на психологию, интерьерные дизайнеры рекомендуют расставлять предметы меблировки по принципу зеркального отражения. Это создаст в комнате визуальный баланс.

Асимметрия сделает пространство интересным

При всем уважением к равновесным мотивам и простоте планировки архитекторы и декораторы предостерегают: чрезмерность  может навредить. А что, если на секунду забыть о зеркальном расположении предметов и слегка нарушить гармонию?

Асимметричная композиция придаст комнате глубину и зрительный интерес. Выполняют ее на уровне планировки или в малом масштабе: можно по-разному расставить предметы мебели, логически выделить на кухне зону с рисунками детей, замысловато расположить аксессуары на журнальном столике.

Свет

Удачное оформление интерьера в психологии тесно связывают с грамотно организованным естественным освещением.

Солнечный свет помогает улучшить циркадные ритмы (связь биологических процессов в организме со сменой дня и ночи), предотвращает депрессию и усиливает работу высших мозговых функций (память, речь, мышление, ориентация, планирование). Ярким днем мы чувствуем себя более внимательными и сосредоточенными.

Недостаток природного света приводит к чувству усталости, вспомните, насколько труднее просыпаться темным зимним утром по сравнению с летом. Современные осветительные приборы могут имитировать дневное свечение по интенсивности и спектру, но наш мозг все равно улавливает подмену, и это тоже негативно влияет на настроение и уровень энергии.

При покупке коттеджа важно уяснить, достаточно ли велики оконные проемы и в какое время суток сюда попадает солнце. Не нужно заслонять окна крупногабаритной мебелью, громоздкими шторами. Отличный способ улучшить естественное освещение комнаты – зеркала.

Контуры

Считается, что в окружении мебели с острыми четкими краями наш мозг получает приказ: "Внимание! Будь бдителен!". При взгляде на ковровое покрытие с высоким ворсом или мягкий диван срабатывает противоположная команда: "Расслабься". Цепочка реакций складывается мгновенно – на уровне подсознания, и этот факт используют в психологии дизайна интерьера.

Установленный в кабинете рабочий стол с прямыми углами поможет сосредоточиться. А когда хочется отдохнуть, лучшее средство – плюшевый коврик, теплый диван и удобные подушки. Плавные формы тоже умиротворяют.

Зеленые друзья

Пытливые ученые установили, что формы и цвета живой природы успокаивают нервную систему. Мозг распознает их, не прикладывая значительных усилий. По этой причине архитекторы стараются располагать офисные здания так, чтобы из больших окон открывался вид на парк или аллею. Для частного дома идея тоже актуальна.

Если зелень не попадает в поле зрения, можно обойтись заменителем – горшечными растениями. Главное – заботиться, чтобы они оставались красивыми и здоровыми.

Психология цвета в интерьере

В какой цвет покрасить стены – вопрос не только эстетики. Это инструмент, с помощью которого можно влиять на эмоции и поведение человека. Кажется, что выбрать цвет для гостиной или всего дома – очень просто, т.к. речь идет об оттенке, который нам нравится.

При таком подходе результат может получиться хороший, но гораздо чаще случается наоборот. И причина – в отсутствии знаний о психологическом значении цвета в интерьере. Исправим ситуацию.

Дизайнеры всегда знают, какие оттенки нужно скомбинировать, чтобы получить желаемый эффект. Специалисты поддерживают идею, что с помощью определенного цвета или его сочетаний, можно легко изменить настроение комнаты, создать оптическую иллюзию (сделать помещение больше или меньше). 

Основа палитры

Немного теории. Желтый, синий и красный – три ведущих цвета (другое название – первичные). При их объединении получаются вторичные:

  • желтый + синий = зеленый;
  • желтый + красный = оранжевый;
  • синий + красный = фиолетовый.

Смешивая основные со вторичными, получаем третичные оттенки. На диаграмме дополнительные цвета располагаются напротив друг друга, такие сочетания в психологии интерьера считают наиболее гармоничными.

Человек воспринимает цвета как холодные (сине-зеленый спектр) и теплые (желто-оранжевый). Одни вызывают определенное душевное состояние, стимулируют и усиливают способность концентрироваться, помогают чувствовать себя в безопасности, расслабляться. Другие – напротив, угнетают, утомляют, раздражают. Поэтому при выборе палитры для дизайна нужно учитывать ее эмоциональную нагрузку.   

Психологические реакции на распространенные цвета

Индивидуальные предпочтения, воспоминания, личные ассоциации влияют на эффект, производимый цветовой гаммой в домашнем окружении. Характерный пример – черный цвет: для одних ассоциируется с печалью и грустью, другие чувствуют комфорт при таком соседстве.

Использование психологии цветов в интерьере не гарантирует, что у всех домочадцев будет одинаковая реакция на конкретный оттенок. Но существуют типичные отклики на основную палитру.

  • Коричневый

Считается нейтральным. Вызывает ощущение естественности, потому что часто встречается в природе, напоминает о земле. Связан с чувством безопасности и стабильности. Сочетания коричневого цвета в дизайне квартиры или дома добавляет теплоту и глубину. Красивый паркет и мебельная отделка из этой гаммы говорят о тонком вкусе хозяев. Неполированное дерево и шерстяные ткани природных оттенков создают приятный деревенский эффект.

  • Белый

Создает чувство чистоты. Если использовать в отделке стен и мебели, комната покажется выше и просторнее. Но даже если белый будет присутствовать только в оформлении оконных рам и дверных наличников, эффект свежести тоже будет достигнут. Хорошо сочетается с нейтральными красками: черной, серой, коричневой.

  • Серый

Уточенная элегантность без консерватизма. Эмоциональная реакция на него сильно зависит от оттенка. Серо-желтоватый может вызвать депрессию, особенно если в помещении есть предметы в коричневой гамме. Более холодный тон в комбинации с приглушенным белым создаст освежающий вид. Психология дизайна интерьера предупреждает, что преобладающие в обстановке серые зоны рискуют сформировать скучную среду.

  • Черный

Идеально подходит, чтобы акцентировать в комнате отдельные вещи: рамы картин или зеркал, столики, светильники. Злоупотреблять не стоит, т.к. у большинства людей он ассоциируется с мрачным антуражем и официозом. В разумных объемах это благородный, аристократичный цвет. Наиболее выигрышно смотрится на нейтральном фоне или при направленном освещении.

  • Желтый

Излучает позитив и заряд бодрости, но и здесь нужно внимательно подбирать оттенок. Бледный желтый на стенах или потолке привнесет в интерьер свет. А вот темный может вызвать со временем напряжение. В качестве единичных включений желтый прекрасно сработает в виде фоторамок, растений, настольных светильников и ваз. 

  • Красный

Часто указывает на угрозу, увеличивает частоту сердечных сокращений, пульс, но в окружении более теплых оттенков человек чувствует себя комфортно. Оранжевая разновидность красного повышает аппетит и широко применяется в дизайне кухни. Неслучайно рестораны McDonald's окрашены в энергичные красные, желтые и оранжевые цвета, которые побуждают есть больше и быстрее.

  • Фиолетовый

Цвет пурпура в психологии оформления интерьера содержит отсылку к атрибутам королевской власти, популярен для создания дорогих эксклюзивных проектов. Если имеет голубоватый оттенок – воспринимается безмятежным и слегка таинственным. Если в тоне больше красного – эта зона станет эмоционально доминировать.

  • Синий

Если хочется создать атмосферу работы и медитации, обращаются к синему. Он снижает кровяное давление и сердечный ритм. Очень светлый оттенок (ближе к голубому) зрительно увеличивает помещение. Если в комнате много солнца и тепла – синий охладит интерьер. В отделке кухни способен снижать аппетит.

  • Зеленый

Успокаивает и расслабляет, очень приятен для глаз, т.к. связан с природой. Лучший способ использовать в отделке – сочетать несколько зеленых оттенков (мяты, лайма, хвои) или один зеленый оттенок дополнить красками из другой части палитры.

Как выбрать колор, исходя из назначения комнаты

Психология цветов в интерьере рекомендует использовать теплые естественные тона – красные, желтые, бежевые, коричневые – в дизайне столовой или гостиной, т.к. они располагают к душевному общению.

Холодные цвета – голубой, зеленый, лавандовый – успокаивают и замечательно подходят для спальни.

В отделке ванной комнаты положительный эмоциональный отклик вызовут белый цвет или пастельные светлые оттенки, который означают чистоту.

Обстановку домашнего офиса лучше выдержать в зеленой гамме, она помогает концентрации.

Как науку психологию цветового дизайна считают очень молодой. Поэтому при оформлении стоит прислушиваться не только к советам специалистов, но и к собственным ощущениям.

Есть 3 шага, которые помогут выбрать верный путь:

  • Четко определить для себя, что это будет за комната по предназначению и в какое время дня ее будут использовать наиболее активно.

Естественное освещение сильно влияет на восприятие палитры. Например, если находиться в спальне только ночью и при мягком искусственном свете, то роспись стен глубоким бархатистым пурпуром создаст по-настоящему роскошный эффект. Но этот же цвет не будет выглядеть столь привлекательно ярким солнечным утром. И если пользоваться спальней как рабочей комнатой в течение дня, впечатление от оттенка будет тягостным.

  • Спросить себя, как я хочу себя чувствовать, находясь в этой комнате.

Спокойным и сосредоточенным? Расслабленным? В безопасности? Заряженным энергией? От ответа зависит выбор интерьерных цветов.

  • Подумать о колористике предметов декора.

Какого оттенка планируются шторы, покрывала, картинные рамы, светильники? И какой фон для них станет выигрышным?

Психология в дизайне интерьера – это принципы создания гармоничного пространства, основанные на реакциях подсознания. Жилая среда, где планировка проста, расположение предметов симметрично, много естественного света, присутствует зелень или красивый вид из окна, благоприятно влияет на настроение и самочувствие человека. А выбранная интерьерная гамма помогает подчеркнуть назначение помещения и задать желаемую эмоцию.

В работе над проектами авторы "ТопДом" сочетают психологические особенности восприятия интерьера и индивидуальные предпочтения заказчиков. Наша задача – реализовать дизайн, в котором будет всегда комфортно.

Что делать дальше?
Позвонить нам – уточнить детали
+7 495 734-99-81
Поделиться – обсудить с друзьями
Сохраните себе ссылку Обязательно пригодится!
Задать вопрос или оценить
Ваши отзывы и комментарии
Ваша оценка